16 просмотров

Платоновский фестиваль: власть над высоким искусством

Последние дни Воронеж сотрясают скандалы, связанные с прошедшим в столице Черноземья VIII Платоновским фестивалем искусств. Из-за противостояния художественного руководителя Михаила Бычкова и чиновников существование фестиваля может оказаться под угрозой.

Три претензии

Первые нападки посыпались на фестиваль сразу после проведения одного из самых главных его событий – театрализованного шествия в центре Воронежа, которое в этом году носило название парад-дуэль «Пушкинские игры». Многие зрители не поняли, при чем тут светило русской поэзии, когда фестиваль посвящен нашему земляку Андрею Платонову. Некоторые не оценили где-то откровенных, а где-то и совсем простеньких нарядов актеров. Кто-то сообщил о слабой организации. Было и мнение о том, что в этом году масштабное событие больше похоже на гей-парад.

Следующий удар по Платоновскому фестивалю, являющему собой лицо воронежской культуры, нанес врио губернатора Александр Гусев. На пресс-конференции 14 июня он отметил, что на спектакль с участием воронежцев «100% Воронеж» были потрачены баснословные деньги – 7 млн рублей: «Из них половина – на гонорары двум режиссерам». При этом, по мнению главы региона, постановка вряд ли была достойна того, чтобы открывать Платоновфест.

– Я думаю, если каждому из вас дать по полтора миллиона рублей, вы за вечер придумаете гораздо более острые и интересные вопросы, – заметил Александр Гусев.

Михаил Бычков молчать не стал. На итоговой пресс-конференции он, будто бы в ответ на претензии, раскритиковал областной департамент культуры и его руководителя Эмилию Сухачеву.

– Сегодня, на мой взгляд, культурой региона занимаются люди, не заинтересованные в настоящем и реальном развитии культуры и искусства. Департамент культуры — естественно, в лице руководства – не проводит правильную, достойную, заинтересованную культурную политику. Это вообще очень специфическое учреждение в последнее время, – сказал Бычков.

Он обвинил чиновников в попытках «всевозможного вмешательства в подготовку фестиваля, в том числе и в программирование». В таких условиях работа дирекции больше, по его мнению, не представляется возможной. Он считает, что Платоновфест сможет сохранить высокий уровень, если поменяет форму собственности – отделится от своих нынешних учредителей и станет автономной некоммерческой организацией. Существовать, в таком случае, фестиваль будет не за счет бюджетных средств, а за счет грантов.

Между тем есть мнение, что причиной конфликта на самом деле стало не вмешательство департамента культуры в подготовку фестиваля, а финансовый вопрос. Как пишет телеграм-канал «Андрей Иосифович Макин», Михаилу Бычкову якобы дали понять, что фестиваль – не его личная собственность, а государственная структура, в которой денежными потоками нельзя управлять как личными. Худруку Платоновфеста, по всей видимости, такое заявление не очень понравилось. И он якобы пытается сейчас сделать так, чтобы фестиваль стал его личным не только по факту, но и формально.

Анонимные эксперты приводят в пример ставший недавно известным скандал, связанный с деньгами. По некоторым данным, Михаил Бычков вместе с директором фестиваля Любовью Пристинской получили в 2017 году порядка 800 тысяч рублей необоснованных премий. В связи с этим, у некоторых воронежцев создается впечатление, что Платоновский фестиваль, скорее, лишится своего худрука, чем учредителей – регионального правительства и администрации города. Кто-то даже считает, что существует повод для вмешательства в конфликт силовиков.

Три вопроса

Мы узнали, что думают воронежцы о ситуации вокруг Платоновского фестиваля с учетом всех этих историй. В нашем опросе приняли участие люди, имеющие какое-либо отношение к главному культурному событию года в Воронеже.

Кто-то из них занимался его освещением, кто-то участвовал в его подготовке, кто-то наблюдал за происходящим с профессиональной точки зрения или с простой, зрительской. Мы задали нашим респондентам три вопроса. Они касались роли Платоновфеста в жизни Воронежской области, конфликта его руководства с властями и предположений насчет его будущего.

В нашем опросе могли бы принять участие, но не смогли: чиновник правительства Воронежской области Владимир Иванов, который сравнил театрализованное шествие Платоновского фестиваля с гей-парадом, и Эдуард Бояков, проводивший культурную реформу в Воронеже за бюджетные миллионы, но в итоге покинувший столицу Черноземья, так и не понятый местными консерваторами.

Эдуард Владиславович дал понять, что сейчас не самое подходящее время для обсуждения деятельности Михаила Бычкова. Владимир Иванов просмотрел вопросы, но отвечать по каким-то причинам не стал.

Примечательно, что большинство читателей 36on.ru с его мнением оказались не согласны. Самым популярным ответом в ранее устраиваемом нами опросе оказался вариант, говорящий о том, что театрализованное шествие парада больше похоже «на удивительное и красивое представление профессионалов». Зато с чиновником согласились члены партии «Родина», заявив о недопустимости пропаганды «гей-парадизма». Но об этом чуть позже.

О фестивале

Андрей Долженков, президент «Гильдии аналитических журналистов», автор театральных рецензий:

– Я думаю, что прошедший Платоновский фестиваль был одним из самых сильных. По крайней мере, театральная программа однозначно самая мощная за последние годы. Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов, Анатолий Васильев – режиссеры маститые и актуальные одновременно. Мало того, что они привезли свои спектакли, с ними были организованы творческие встречи, где поднимались вопросы понимания театра, открывались секреты театральной кухни. На этих встречах яблоку негде было упасть. И это заслуга Михаила Бычкова, вне всякого сомнения. Его авторитет и доверие к нему со стороны театральных гуру сложно переоценить. Бутусов на пресс-конференции сказал, что для него большая честь участвовать в Платоновском фестивале, что Воронеж стал русским Авиньоном. Если парки и скверы создают внешнюю атмосферу ухоженности и чистоты в городе, то фестиваль наполняет этой чистотой город изнутри. Люди меняются. Атмосфера творческой радости разливается по всем улицам Воронежа. В его историческом центре уж точно.

Олег Котин, экс-режиссер Молодежного театра, начальник отдела в Воронежском институте искусств, главред журнала «Время культуры»:

– То, что Платоновский фестиваль искусств – это большое коммерческое предприятие – секрет, видимо, только для зрителей. Он проводится в основном за бюджетные средства, но информация о том, на что идут деньги, достаточно закрытая. Расскажу историю, которая подтверждает то, что коммерческая составляющая всегда была важна для организаторов. Несколько лет назад фонд Прохорова проспонсировал фестиваль на 5 миллионов рублей. Эти деньги, по моим сведениям, должны были пойти на компенсацию цен. Но билеты дешевле так и не стали.

После этого фонд Прохорова отказался поддерживать Платоновский фестиваль и собирался делать в Воронеже нечто подобное, но с дешевыми билетами. Позже благотворители отказались от этой идеи. Как сказал работник фонда, их очень сильно попросили «не мешать существовать Платоновскому фестивалю на тех коммерческих условиях, на которых он существует». Ведь, если бы западные театры приехали в Воронеж в мае, и посмотреть на них можно было бы за 500 рублей, новый фестиваль уничтожил бы на корню детище Михаила Бычкова.

Андрей Огиевский, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра «Новая классика» (Москва), бывший художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета:

– Платоновский фестиваль – это в настоящее время уже брэнд. Брэнд города, то, благодаря чему Воронеж известен во всей России. И Бычков – мозг и движущая сила этого проекта.

Никита Чеботарев – бывший пресс-секретарь мэрии, пресс-секретарь строительной компании «Инстеп»:

– Всегда есть такое общее мнение, что Воронеж – столица Черноземья. Так вот, я считаю, что Международный Платоновский фестиваль искусств – настолько значимое культурное событие, что делает Воронеж заметным уже не только в Черноземье, но и в целом на культурной карте страны. Мероприятий такого масштаба и значимости не было у нас никогда – я помню по прошлой многолетней работе в мэрии, какого уровня культурные события организовывались в Воронеже из года в год… Это нельзя было назвать высшим пилотажем. А Платоновский фестиваль задает высочайший уровень, понятно, что к нему, конечно, очень непросто тянуться, например, нашим бюджетным учреждениям культуры. Но какое развитие может быть, если не ориентироваться на лидеров, не соприкасаться с новым, не изучать лучшее? А 8-й Платоновский фестиваль был хорош! Организация на достойном уровне – есть чему поучиться. Те спектакли и мероприятия, которые посетили я или моя жена, например, «Семён», «100% Воронеж», «Музыка мира» в Белом колодце – оставили очень хорошие впечатления.

Партия «Родина»:

– Уважая труд организаторов Платоновского фестиваля и, безусловно, хорошую саму идею его проведения в Воронеже, не можем не высказаться и о, на наш взгляд, допущенных ошибках.

Платоновский Фестиваль, несомненно, нужен городу и области, но через эту «нужность» и большое количество блестящих выступлений, к нашему сожалению, просачиваются номера с сомнительной моралью и надломленной этической основой. Со стилистической и эстетической стороны отдельные сцены показались многим зрителям, чуть ли не пропагандой так называемого «гей-парадизма» и своего рода репетицией парада известных меньшинств.

В День России, 12 июня, в центре города прошло красочное шествие, именовавшееся «пушкинскими играми» и «парадом-дуэлью». Авангардные «пушкинисты», разодетые в костюмы, ярко раскрашенные во все цвета радуги и детализированные перьями, на ходулях производили «деконструкцию» пушкинских сказок, устраивали перформансы с интригующими названиями вроде «Мертвых петушков»…

Наша реакция на происходящее неслучайна, поскольку партия «Родина» в целом, и Воронежское региональное отделение – в частности, ставит в приоритет семейные ценности в духе самых лучших устоявшихся традиций и обычаев народов, живущих на территории России.

Стоит отметить, что мы не имеем желания заниматься критиканством, а также оценкой мероприятия с художественной точки зрения и не беремся этого делать. Наша забота в этом смысле морально-этическая, и мы очень рассчитываем на то, что впредь организаторы Платоновского фестиваля, его партнеры и спонсоры извлекут для себя уроки, учтут и нашу точку зрения.
Немаловажный факт: речь идет о мероприятиях, финансируемых из областного и городского бюджетов.

Ольга Рудева, краевед, участник спектакля «100% Воронеж»:

– Давайте посмотрим со стороны? Вот уже несколько лет для людей из других городов Воронеж – это город, в котором происходит Платоновский фестиваль, одно из главных культурных событий страны. Билеты раскупаются сразу, люди приезжают к нам, гостиницы переполнены. Надо ли этим гордиться нам, воронежцам? Вопрос, конечно, риторический.

То, что не всё и не у всех вызывает восторг, совершенно нормально, кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик. Есть прекрасная возможность поспорить о вкусах, конечно, с должным уважением к собеседникам. То, что жители Воронежа в течение восьми лет могут видеть лучшие европейские и российские спектакли, услышать великолепную музыку, посетить выставки, встретиться с людьми, «делающими» культуру – это ежегодное счастье, которое мы помним и ждём. Михаил Владимирович, рассчитывайте на нашу поддержку. И примите нашу благодарность.

Никита Перфильев, зритель, начальник отдела ГБУ ВО «Областной молодежный центр»:

– Для меня Платоновфест – это всегда одно из главных событий лета! Не могу сказать, что я посещаю всю программу мероприятий, так как больше люблю уличную ее часть. Но каждый год мы с друзьями приезжаем в Белый колодец, ходим на книжную ярмарку и парад уличных театров, а также выбираем один-два спектакля, которые наиболее интересны для нас. Этот год не стал исключением, и прошедший фестиваль, как всегда, зарядил положительными эмоциями и дал отличный старт летним месяцам!

Владимир Мазенко, главный редактор газеты «МОЁ!»:

– Очень здорово, что в Воронеже есть такой фестиваль. Это реальная возможность для тысяч людей увидеть и услышать в родном городе то, что они вряд ли бы увидели и услышали, не будь в Воронеже Платоновфеста, – интересные спектакли, выставки, концерты… И весь этот шум вокруг фестиваля в любом случае разворачивает людей в сторону культуры, воронежцы начинают больше интересоваться театром, музыкой, литературой. И разве это не замечательно?

Да, культура в современном мире очень разнообразная. И обязательно возникают какие-то споры по поводу тех или иных мероприятий. Мне вот, например, понравился спектакль «100% Воронеж», а парад «Пушкинские игры» совсем не понравился. И это нормально. Платоновский фестиваль формирует определенную среду, это очень важно и для людей, которые живут в Воронеже, и для имиджа города. Такой фестиваль выделяет Воронеж среди других российских городов, становится нашей изюминкой.

О конфликте

Андрей Долженков, президент «Гильдии аналитических журналистов», автор театральных рецензий:

– Я думаю и надеюсь, что это конфликт несистемный. Мы все люди, может где-то на каком-то этапе произошло какое-то недопонимание между департаментом и дирекцией фестиваля. Тем более, учитывая то, пусть не сочтут меня сексистом, что с одной и с другой стороны две умные, сильные и знающие женщины. Я имею в виду руководителя департамента Эмилию Сухачеву и директора фестиваля Любовь Пристинскую. Надеюсь, что Александр Викторович Гусев как опытный руководитель и хороший психолог разберется в ситуации, и все будет хорошо. Надо найти какой-то компромисс, не резать по живому. Он-то как человек технического склада понимает, как сложно наладить процесс, где все механизмы работают, как часы. И как легко все сломать.

Олег Котин, экс-режиссер Молодежного театра, начальник отдела в Воронежском институте искусств, главред журнала «Время культуры»:

– Конфликта никакого нет – просто поменялась власть. Когда у руля были Гордеевы, департамент делал все, что нужно было Михаилу Владимировичу. Иногда даже в ущерб другим деятелям культуры. Мне известно, что от этого страдали главный режиссер воронежского ТЮЗа Вадим Кривошеев, руководитель Драмтеатра Владимир Петров.

Власть сменилась. И, я думаю, вектор повернулся не в пользу Бычкова. С правительства, видимо, пошли другие указания. А Сухочева просто продолжила выполнять свою работу.

Андрей Огиевский, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра «Новая классика» (Москва), бывший художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета:

– Не увидел в материалах пресс-конференции ни намека на конфликт с властями. Я увидел лишь конфликт художника с чиновниками из департамента культуры. Мне самому пришлось столкнуться с этим, живя и работая в Воронеже. Мне кажется, что именно руководство департамента культуры является тем диссонирующим элементом, благодаря которому в воронежской культуре наступил полный упадок. Посмотрите на разрушающиеся памятники архитектуры или разрушающийся, в том числе и ментально, театр оперы и балета. Задача чиновника от культуры – помогать творческим людям, а не вставлять им палки в колёса. Именно с полной некомпетентностью воронежских чиновников от культуры в вопросах культуры связан и мой преждевременный отъезд.

Никита Чеботарев – бывший пресс-секретарь мэрии, пресс-секретарь строительной компании «Инстеп»:

– Я искренне надеюсь, что это все-таки не конфликт, способный в случае эскалации привести к каким-то негативным последствиям и для фестиваля, и для чиновников от культуры, а непонимание, которое можно успешно разрешить открытым диалогом без обмена уколами и нападками. Можно понять и чиновников, которым кажется, что они должны все контролировать – такое уж у них представление о своей работе.

Можно понять и Михаила Бычкова, который вместе со своей командой в течение длительного времени находился под большой нагрузкой, грузом ответственности, в стрессе – я участвовал в организации крупных мероприятий, знаю, какое требуется для этого напряжение всех интеллектуальных и эмоциональных сил. Соответственно, творческому человеку вполне можно простить некоторую эмоциональность в оценках! Конфликты были, есть и будут, но обеим сторонам надо помнить о том, что с одной стороны, именно вовлеченность и усилия власти позволили Михаилу Бычкову в принципе реализовать этот проект, а власти помнить о том, что именно талант, творческий и организаторский потенциал Михаила Владимировича вывел проект на такую высоту.

Никита Перфильев, зритель, начальник отдела ГБУ ВО «Областной молодежный центр»:

– Всегда сложно оценивать ситуацию со стороны. Абсолютно точно можно сказать, что такие конфликты не возникают ежеминутно, и это процесс не одного дня. Практически наверняка масла в огонь подлил и Чемпионат мира по футболу, из-за которого вся страна, в том числе и наш город, выбилась из привычного ритма жизни. В общем, в данном случае сложно давать оценку, но в конфликте всегда виноваты обе стороны, которые не могут найти компромисс.

Владимир Мазенко, главный редактор газеты «МОЁ!»:

– Очень печально, что разразился вот этот скандал вокруг фестиваля. Все мы знаем, как трудно создавать что-то стоящее, вкладывая туда своё сердце, душу и ум, и как просто это разрушить. Поэтому эмоциональность Михаила Бычкова, который выступил с публичными обвинениями в адрес департамента культуры, по-человечески мне понятна. Бычков защищает своё детище. И не просто детище, а целое явление, которое создаёт Воронежу имя в области культуры. И неважно, что фестиваль финансируется, в том числе, из средств областного бюджета. Областной бюджет – это не деньги правительства области, это наши налоги, если уж на то пошло. И не деньги делают фестиваль, а Михаил Бычков и его команда. Казалось бы, кому как не департаменту культуры нужно проявить максимальную заинтересованность в том, чтобы сохранить в Воронеже явление Платоновфест.

О будущем Платоновфеста

Андрей Долженков, президент «Гильдии аналитических журналистов», автор театральных рецензий:

– Я надеюсь, что все будет хорошо с Платоновским фестивалем, с Михаилом Бычковым и его командой. Фестиваль делают люди. Очень талантливые и очень непростые. Поэтому он и получается у нас таким уникальным, живым, настоящим. Так что давайте выдохнем, и не будем поднимать лишней пыли. В ней сложно принимать адекватные решения, а дров наломать легко.

Андрей Огиевский, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра «Новая классика» (Москва), бывший художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета:

– Не берусь судить, в какой форме должен и может существовать Платоновский фестиваль в будущем. Надеюсь лишь на то, что он должен существовать и радовать жителей города своими концертами и спектаклями. А то, что некоторые постановки вызвали споры – это прекрасно. Если спорят, обсуждают, значит, постановка не оставила зрителей безучастными. Желаю Платоновскому фестивалю успешного будущего!

Никита Чеботарев – бывший пресс-секретарь мэрии, пресс-секретарь строительной компании «Инстеп»:

– Я искренне надеюсь и хочу верить в то, что Платоновскому фестивалю и его команде ничего не угрожает, что будет и 9-й, и 10-й, и последующие фестивали. Мне лично, как зрителю и патриоту родного города, вообще все равно, в какой правовой форме будет организована его дирекция. Для меня главное, чтобы не снизился масштаб мероприятия, не испортился его формат. Это же не только развитие конкретных искусств – театра, музыки, хореографии. Это повышение общего культурного уровня, это рост туристического потенциала, это дополнительная позитивная повестка всего нашего региона на общегосударственном уровне.

В это, однозначно, нужно многое вкладывать, в том числе и бюджетные деньги. Эффективность этих вложений мне представляется очень высокой. Хотелось бы, чтобы чиновники не вмешивались в творческий процесс, поскольку цензура, борьба с инакомыслием в творчестве недопустима, а организаторы фестиваля просто более скрупулезно отчитывались по расходованию средств – компромисс, когда и волки сыты, и овцы целы.

Никита Перфильев, зритель, начальник отдела ГБУ ВО «Областной молодежный центр»:

– Очень хочется, чтобы Платоновский фестиваль жил! Потому что это бренд нашего региона как культурный, так и туристический. Ежегодно тысячи людей посещают мероприятия феста, а некоторые даже специально едут в Воронеж ради него, а это показатель качества! Опять же, любое мероприятие – это, в первую очередь, эмоции, которых порою так не хватает в повседневной жизни. Поэтому лично я очень надеюсь, что если и произойдут изменения, то исключительно в лучшую сторону и пусть праздник продолжается!

Владимир Мазенко, главный редактор газеты «МОЁ!»:

– Как воронежец, как зритель и как редактор СМИ я очень прошу руководителей департамента культуры и организаторов Платоновского фестиваля проявить максимум деликатности и сохранить фестиваль. Он нужен Воронежу, и я очень надеюсь, что он останется с Воронежем и дальше.

Олег Котин, экс-режиссер Молодежного театра, начальник отдела в Воронежском институте искусств, главред журнала «Время культуры»:

– Платоновский фестиваль обязательно будет существовать. Но на других условиях. Таких огромный трат, скорее всего, не будет. Не зря же врио губернатора выступил с критикой о ценообразовании. Никогда просто так такие вещи не делаются.
Источник: 36on.ru

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Одноклассники
  • Яндекс.Закладки