2 просмотра

Новоусманский район оказался на последних местах в рейтинге районов Воронежской области

Департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области подготовил итоговый доклад за 2015 год о результатах деятельности органов местного самоуправления, согласно которому Новоусманский район оказался одним из аутсайдеров, заняв 27 строку рейтинга (из 31 муниципального района ВО).

Анализ был проведен на основании данных, которые предоставили сотрудникам департамента представители местных властей и структурных подразделений. По Новоусманскому району, где в среднем проживает 79 900 человек, были предоставлены сведения относительно экономических, социальных и культурных вопросов. И хотя Новоусманский район по некоторым направлениям находится в числе лидеров, по уровню развития он дал значительно худшие показатели.

Улучшение инвестиционной привлекательности

Ключевым фактором улучшения социально-экономической жизни местных жителей является уровень привлечения инвестиций. Областные власти прикладывают все усилия для этого, оказывая поддержку инвестиционной деятельности. Речь идет о льготах по налогам на имущество и прибыль, субсидиях для возмещения затрат на объекты инфраструктуры и затрат по кредитам, предоставление инвестиционных площадок для новых производств. Новоусманский район по данному показателю находится в середине списка с 37 900 рублей инвестиций в основной капитал на одного жителя, что, однако, ничтожно мало, если посмотреть на лидера – Кантемировский МР, где этот же показатель составляет 680,8 тыс. рублей.

Как полагают специалисты департамента по развитию области, озвученные показатели могут быть занижены вследствие отсутствия статистических данных об организациях, которые не зарегистрированы на территории районов. При этом данное направление следует активно развивать, налаживая контакты бизнеса и власти, привлекая частный капитал, а также поддерживая малых и средних предпринимателей.

Отметим, что в этой же группе показателей Новоусманскому району удалось показать хороший результат по доли площади участков земли, с которых выплачивается земельный налог. Их количество составило 98,5%.

Сельское хозяйство

АПК является важнейшим в экономике региона и существенным образом влияет на качество жизни местных жителей и социальную обстановку. К счастью, сельское хозяйство в последнее время показывает в области существенный рост. Не является исключением и Новоусманский район, где доля прибыльных с/х организаций в их общем числе составила 92,86%, показав рост относительно предыдущих периодов. При этом из всех предприятий района лишь одно является убыточным.

Для дальнейшего увеличения показателя и с целью не допустить появление убыточных предприятий местным властям рекомендуют доносить до собственников предприятий информацию о возможности внедрения в производственный процесс прогрессивных технологий, о наличии государственных программ поддержки, способствовать предпринимателяи в получении кредитов и субсидий, улучшать инвестиционную привлекательность и заинтересовывать в работе в с/х отрасли квалифицированные кадры.

Дорожное хозяйство и транспорт

В существующих реалиях одной из приоритетных задач в данной отрасли является приведение имеющихся дорог в соответствие с нормами путем улучшения их транспортно-эксплуатационных характеристик, а также сохранение тех автомобильных дорог, которые на текущий момент находятся в достойном состоянии.

К сожалению, в Новоусманском районе доля асфальтированных местных дорог, которые не отвечают нормативам, крайне высока и составляет 49,6%. При этом в районе существует проблема транспортной обеспеченности – 0,31% местных жителей не имеют возможности пользоваться общественным транспортом по причине отсутствия необходимого дорожного покрытия, низкой численности населения в отдельных населенных пунктах, а также недостаточного финансирования со стороны как местного, так и областного бюджетов.

Среди приоритетных задач, которые необходимо решить администрации Новоусманского района, по устранению выявленных проблем дорожного хозяйства, можно выделить следующие:

— инвентаризация дорог, постановка их на баланс и выделение средств на оформление их в собственность;

— ремонт и содержание дорог;

— участие в государственной программе «Развитие транспортной системы», реализуемой в области;

— усовершенствование графика движения автобусов.

Доходы населения

Одним из наиболее интересных показателей как для аналитиков, так и для простых жителей, является уровень доходов населения. Приведем показатели среднемесячной заработной платы для различных сфер в Новоусманском районе:

— сотрудники крупных и средних предприятий в среднем зарабатывают 25,6 тыс. рублей, что является поводом для радости. Ведь относительно прошлого года рост в районе составил 109,9%, что стало одним из наибольших показателей в Воронежской области;

— в государственных дошкольных образовательных учреждениях получают в среднем 17,1 тыс. рублей, что выводит Новоусманский район на третье место в ВО по данному показателю;

— в государственных общеобразовательных учреждениях зарабатывают 23,3 тыс. рублей (4-ое место в области), показывая положительную динамику в сравнении с 2014 г.;

— Новоусманский район стал лидером региона по уровню заработной платы учителей, составившей 27,7 тыс. рублей;

— в государственных учреждениях физкультуры и спорта зарабатывают 18,7 тыс. рублей (3-е место в ВО).

Дошкольное образование

В 2015 году завершился проект модернизации системы дошкольного образования в регионе. Тем не менее, проблем в данной сфере по-прежнему остается немало, а в Новоусманском районе прогресс заметен лишь по некоторым параметрам. В частности, была осуществлена реконструкция детского сада на 222 места. Кроме того, одно строение, использовавшееся не по назначению, было возвращено в сферу своей прямой деятельности – дошкольное образование. Но говорить о положительной динамике всё же преждевременно — например, непосредственно в  Новой Усмани новых детских садов не открывалось с 1994 года

Показатель посещения детских садов детьми 1-6 лет в Новоусманском районе оставляет желать лучшего и составляет лишь 42,9%, практически не показав роста в сравнении с предыдущими годами. В данной возрастной группе на учете для определения в детские сады состоят 20,7% малышей.

Одной из немногих сильных сторон Новоусманского района в сфере дошкольного образования можно назвать лишь отсутствие аварийных зданий детских садов (для сравнения – в Воронеже этот показатель составляет 36,3%).

Общее и дополнительное образование

В Новоусманском районе, как и в регионе в целом, ключевым фактором в оценке качества общего образования является доля тех молодых людей, кто не получил аттестат об образовании. В 2015 году среди общего числа выпускников их процент составил 1,02, что считается одним из лучших результатов по области.

Увеличение доли общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, произошло незначительно. В Новоусманском районе количество таких учебных заведений составляет 82,8%. При этом доля аварийных объектов достигает 15,38% среди всех общеобразовательных заведений района, что делает его одним из худших в регионе по данному показателю. Местным властям в связи с этим рекомендуется найти источники финансирования для решения данного вопроса.

Еще одной важной проблемой, требующей детального рассмотрения, является снижение доли учащихся, посещающих школу во вторую смену. В Новоусманском районе в 2015 году 5,7% учеников вынуждены учиться во второй половине дня. Следует отметить, что в этом вопросе наблюдается положительная динамика – в 2014 году их количество составляло 7,1%.

Печально, но неплохие показатели по ряду параметров в области образования нивелируются чрезвычайно низким уровнем дополнительного образования детей. Новоусманский район показал один их худших результатов в области – лишь 30,4% школьников посещают студии, кружки, спортивные секции и т.д.

Культура

В рамках реализации гос. программы ВО «Развитие культуры и туризма» в 2015 году для Межпоселенческого центра досуга в Новой Усмани и Отрадненского СДК были приобретены световое и звуковое оборудование, а также мебель.

Фактический же уровень обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа в районе не доходит до нормы и составляет лишь 79%, что оставляет для местных властей огромное поле для деятельности. Кроме того, доля государственных учреждений культуры в аварийном состоянии доходит до 17,2%, а количество объектов культурного наследия, которым необходима консервация или срочная реставрация – 15%. В комплексе это требует от администрации района решительных действий по созданию новых объектов культуры и приведении в должный вид уже существующих.

Физическая культура и спорт

В Новоусманском районе, как и во всем районе проводится работа по созданию и улучшению объектов спортивной инфраструктуры, а также развитию интереса к спорту у местного населения. Например, был внедрен спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Тем не менее, значительных результатов в Новоусманском районе, несмотря на тенденцию к развитию, достичь не удалось. В частности, лишь 49,1% обучающихся систематически занимается физкультурой и спортом, что говорит о необходимости принимать меры по популяризации спорта, создавать условия для занятия спортом местных жителей с ограниченными возможностями, продолжить работу по проведению спортивных праздников, чемпионатов, соревнований.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

В Центральном федеральном округе Воронежская область – лидер по объемам введенного в эксплуатацию жилья. Новоусманский район играет в этом далеко не последнюю роль. В частности, в 2015 году он занял второе место в области по объему введенного жилья. Показатель оставил 1,75 кв. м. на 1 жителя. Однако, несмотря на его высокий уровень, динамика по вводу жилья в Новоусманском районе прослеживается отрицательная.

Кроме того, площадь участков земли, которые были выделены для строительства, составила в отчетном периоде лишь 4 га / 10 000 человек (при этом, например, в Бобровском районе этот показатель достиг 34,6 га).

Из положительных моментов можно отметить отсутствие в районе объектов жилищного и капитального строительства, которые не были введены в эксплуатацию. Как утверждают специалисты, улучшению показателя поспособствовало снижение административных барьеров.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Несмотря на активную работу местных и областных властей в сфере ЖКХ, в ней присутствует множество вызывающих недовольство жителей моментов. Одним из наиболее остро стоящих вопросов является проблема управления многоквартирными домами. В частности, в Новоусманском районе лишь 67,4% из них решили данный вопрос.

Еще одной болезненной темой в сфере ЖКХ является постановка участков земли на кадастровый учет. Новоусманский район и в этом вопросе находится в конце списка – только в отношении 90,1% земель с расположенными на них многоквартирными домами осуществлена данная процедура. Решение данной проблемы является чрезвычайно актуальной. Местным властям срочно требуется обновить данные о многоквартирных домах и активизировать работу совместно с собственниками жилья по проведению кадастрового учета.

Среди положительных показателей, отмеченных в отчетном периоде в Новоусманском районе – высокая доля населения (20,9%) получившего жилье или улучшившего жилищные условия (среди тех, кто нуждается в жилых помещениях).

Организация муниципального управления

Работа органов власти в районах по развитию доходной базы характеризуется показателем пополнения местного бюджета с помощью налоговых и неналоговых поступлений. В Новоусманском районе этот показатель составил 70,8%. В настоящий момент перед местной администрацией стоит вопрос увеличения показателя. С этой целью специалисты рекомендуют проверить объекты налогообложения на предмет постановки на учет, наладить работу по своевременной уплате арендной платы за землю (а также скорректировать её размер и ставку земельного налога), обсудить налоговые льготы, продолжить работу по снижению недоимок в бюджет.

Еще одним важным показателем организации муниципального управления является содержание работников данной сферы. В Новоусманском районе снижение расходов по этой статье произошло в пределах 4,5% в сравнении с 2014 годом.

Положительно характеризует организацию муниципального управления увеличение численности населения в Новоусманском районе (за счет миграционного прироста). При этом в отчетном периоде в Новоусманском районе был зафиксирован рост естественной убыли в 1,3 раза. В настоящий момент региональный департамент развития ставит перед районами задачу разработки способов улучшения демографической ситуации.

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления

Пожалуй, данный показатель является важнейшим в силу того, что только местные жители могут достоверно сказать, насколько изменился уровень их жизни и удовлетворенность действиями местных властей за минувший год.

В результате социологического исследования было установлено, что лишь 36% жителей Новоусманского района довольны деятельностью местных органов власти, что сдвигает район на 30 место из 34-х (в списке МР и ГО региона). Отметим, что в 2014 году район имел такой же уровень, однако тогда властью были удовлетворены 45,6% местных жителей.

Подводя итоги

Наибольшее влияние на рейтинг муниципальных образований оказали следующие параметры:

— удовлетворенность населения работой местных властей (снижение до 36% в 2015 году);

— доля детей 5-18 лет, которые занимаются дополнительно в студиях и кружках, чрезвычайно мала – 30,4%; при этом практически отсутствует положительная динамика (в 2012 году данный показатель составлял 30,2%);

— доля детей 1-6 лет, которые посещают детские сады — 42,9% (37,4% в 2012 г.);

— доля общеобразовательных учреждений, которые соответствуют нормам – 82,8% (78,2% в 2012 г.);

— доля аварийных учреждений культуры – 17,2% (19,3% в 2012 г.).

Департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области при составлении рейтинга использовал комплексную оценку, отдавая приоритет не абсолютному значению показателей, а темпам их роста. Именно поэтому, несмотря на 15 место среди других районов Воронежской области по уровню показателей, Новоусманский район опустился на 27 строку. Для администрации Новоусманского района это серьезный повод задуматься о целесообразности своих действий и вероятной необходимости менять подходы к управлению.


Warning: Use of undefined constant DAYS_IN_SECONDS - assumed 'DAYS_IN_SECONDS' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/u0288639/data/www/xn-----8kcfb8aef2addfdbdb9bik2a.xn--p1ai/wp-content/themes/colormag/functions.php on line 243

Warning: A non-numeric value encountered in /var/www/u0288639/data/www/xn-----8kcfb8aef2addfdbdb9bik2a.xn--p1ai/wp-content/themes/colormag/functions.php on line 243