Педагоги из Благовещенска посетили воронежскую конференцию на Благовещение

6-7 апреля в Воронеже проходит международная научно-практическая конференция «Воронежская педагогическая школа: опыт прошлого – вызовы современности», посвященная 100-летию Воронежского государственного университета и также Департамента образования и науки.

В этом мероприятии, очно и заочно, приняли участие гости из различных городов России – от Москвы до Благовещенска, а также из стран СНГ – Армении и Грузии и дальнего зарубежья – Польши и Швеции. Почетным гостем конференции стал член-корреспондент Российской Академии образования, профессор В.В. Сериков, которого с Воронежем связывают долгие годы сотрудничества и целый ряд уже подготовленных кандидатов наук, ещё готовящихся стать докторами. К сожалению, текущие политические осложнения послужили препятствием для эффективного сотрудничества с иностранными учеными и не все смогли приехать, но хочется надеяться, что это явление временное.

В формировании воронежской научно-педагогической традиции значительную роль сыграла гражданская инициатива. Это, прежде всего, касается деятельности А.А. Хованского и Н.Ф. Бунакова. Первый ещё в 1860 году основал филолого-педагогический журнал – одно лучших в России профильных изданий, второй открыл под Воронежем (в селе Петино) частную школу и при ней народный театр. Именно этих педагогов еще при жизни стали величать «учителями учителей». Таким образом, гражданская инициатива стала одной из характерных черт нашей школы. В продолжение традиции нынешняя конференция состоялась благодаря гражданской активности Фонда Хованского в плодотворном сотрудничестве с Кафедрой педагогики и педагогической психологии ВГУ, что стало замечательным примером эффективного гражданско-государственного партнерства.

Педагогическое наследие воронежских педагогов содержит десятки томов и изучается относительно давно: на базе ВИРО с 1992 года располагается Музей истории развития образования Воронежской области, созданный благодаря титанической деятельности его основателя – заслуженного работника образования Ю.В Пыльнева. Без большого преувеличения этот музей можно назвать лучшим в России. Для многих гостей конференции посещение музея стало настоящим открытием, даже несмотря на то, что речь идет о хороших специалистах в педагогической профессии.

Результатом работы юбилейной конференции станет коллективная монография «Воронежская педагогическая школа», в которой будут обозначены характерные черты региональной традиции, состоящей из нескольких личностных школ наиболее выдающихся деятелей образования, чьи жизненные пути пересеклись в Воронеже. Среди них следующие громкие имена: это автор лучших, выходивших в ХХ веке миллионными тиражами учебников по математике, алгебре и геометрии А.П. Киселев, заслуживший за свои труды несколько царских и советских орденов; это и первый декан педагогического факультета ВГУ П.Ф. Каптерев – основоположник отечественной педагогической психологии; это и выдающийся теоретик свободного воспитания К.Н. Вентцель, чьё наследие, отвергнутое в советские годы, получило деятельное развитие на Западе и вернулось к нам уже в начале ХХI века вместе с системой Монтессори, признанной ЮНЕСКО педагогическим сокровищем ХХ века; это и П.Л. Загоровский – один из пропагандистов педологии и С.В. Иванов – исследователь теории урока, стоявший у основания современной университетской кафедры педагогики и заслуживший высшую награду советского государства – орден Ленина.

В целом у основателей Воронежской педагогической школы настоящий иконостас наград, в котором ордена св. Анны, св. Станислава и св. Владимира соседствуют с орденами Владимира Ленина и Трудового Красного знамени. В наше время, к столетию революции и образования университета, в обществе проявилось политическое стремление к гражданскому примирению, сложились условия для критического и аналитического пересмотра как региональной, так и общей педагогической традиции: царской, советской и демократической школы и синтезирования на этой почве образа школы новейшей. Несомненно, развитие этой тенденции повлияет и на общественное устройство, поскольку от качеств новейшей школы будет зависеть и качество внутрисоциального взаимодействия.

Параллельно с работой над коллективной монографией, в которой приняли участие ученые ВГУ, ВГПУ, ВИРО и других вузов, и по её мотивам происходили съемки документального фильма «Воронежского педагогическая школа. Истоки», премьерный показ которого ожидается 28 апреля на телеканале ТВ-Губерния.

Результаты работы конференции будут представлены на грядущем Московском Международном Салоне образования (ММСО-2018), который по предложению его директора М.С. Казарновского в этом году будет специально посвящен региональным педагогическим традициям. Уже сейчас можно сказать, что Воронежская педагогическая школа будет представлена в юбилейный для университета год самым наилучшим образом.

Так сложилось, что конференция началась в Страстную Пятницу, а заканчивается уже в Благовещение и канун Пасхи, в чем видится определенный символизм, тем более что такое совпадение случается едва ли не раз в столетие. Можно надеяться, что состоявшаяся в ходе конференции реконструкция Воронежской педагогической школы станет Благой вестью для отечественной и международной педагогической общественности, которая соберется на ММСО-2018.

Текст и фото: Фонд Хованского.
Источник: 36on.ru

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Одноклассники
  • Яндекс.Закладки